Главная страница

Правила игры


Интересные факты


Каталог


Доска и начальная позиция

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Размер доски — 8х8 клеток.

У игроков в начале игры есть по одинаковому набору фигур. В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. В начальной позиции белые фигуры занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.

Ходы

Шахматную партию всегда начинают белые фигуры, дальше стороны делают ходы поочерёдно, каждым ходом перемещая одну фигуру. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на занятое поле и на поля за ним нельзя. Но конь может «перепрыгивать» через фигуры. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски.

Пешка — может делать ходы со взятием только по диагонали на одно поле вперёд. Ходы без взятия пешка делает по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка ещё не делала ходов, она также может сделать ход без взятия на два поля вперёд.

рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение.Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура.

Дополнительные ограничения на возможные ходы:

Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит дать шах королю противника (или объявить шах). Запрещено делать ход, если после него свой король окажется под шахом. Если король находится под шахом, то запрещены любые ходы, кроме тех, после которых шаха своему королю больше не будет. Устранить шах можно, вообще говоря, тремя способами: взять фигуру, под боем которой находится король (невозможно, если шахуют две фигуры одновременно), закрыться от шаха собственной фигурой (невозможно, если шахует конь, либо шахуют две фигуры одновременно), отойти королём на не битое поле. Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, такая ситуация называется мат. Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется пат.

Итог игры

Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей.

Выигрыш фиксируется в следующих случаях:

На доске поставлен мат. Игрок, поставивший мат королю противника, выигрывает.

Один из игроков сдался.

Техническая победа — противник не явился на партию в течение времени, либо прервал партию (начал партию, но отказался её продолжать),неподчинения судье, либо в случае грубого нарушения правил турнира .

Троекратное повторение одной и той же позиции. Для фиксации ничьей игрок, заметивший троекратное повторение позиции, должен обратиться к судье.

Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой

Игрок просрочил время в последнем периоде партии, но его соперник тянул на время.

Начисление очков

Выигрыш — 1 очко;

Ничья — 1/2 очка;

Проигрыш — 0 очков.


 
http://www.tomsk-chess.ru/